Воскресенск, Королев, Ступино, Солнечногорск, Электросталь, Артем,
Бор, Беломорск, Осинки, Медвежьегорск, Кондопога, Кандалакша, Щекино,
Узловая, Балей, Баймак - что объединяет эти города? То, что они
российские? Да. А что еще? То, что они маленькие и провинциальные? И
это правильно, но это не все. Объединяет их четыре цифры: единица,
девятка, тройка и восьмерка. 1938 — год их рождения. Год в истории
России неоднозначный и значимый. В 1938 году закончился вал репрессий.
Это был год, когда были подведены итоги индустриализации, поставившей
СССР в один ряд с развитыми государствами мира. Год, завершивший
двадцатилетний путь страны от сохи к тракторам и заводам. Страна стала
другой, новые экономические условия привели к пересмотру
административной структуры государства. На карте появились новые
области и районы, перекроенные из-за смены специализации. Рабочие
поселки стали объединять с шахтерскими. Новые заводы потребовали новой
схемы финансирования и управления, и под конец 1938 года в стране
родилось несколько десятков городов-близнецов. Семьдесят лет назад эти
города и правда были близнецами: рабочие или шахтерские поселки,
узловые станции, крупный завод или здание вокзала с депо, вокруг
которого жались домики и бараки рабочих и служащих. Какой путь прошли
города-одногодки за это время? Начнем с центра. Московскую область,
как крупный транспортный узел, естественно, «перекроили». Транспортный
узел «Подлипки - дачные» имел суконное производство еще в конце 19
века. После революции дачный поселок Подлипки стал пролетарским
поселком Калинин, с 1938 года — славным городом ткачей Калининградом,
ныне он известен как «наукоград» Королев. У города — одна из самых
удачных судеб среди ровесников, после войны в нем открыли НИИ-88 (затем
ОКБ-1), теперь РКК «Энергия» (одно из ведущих предприятий российской
ракетно-космической промышленности) и ЦНИИМАШ (включающий в себя Центр
управления полетами), население составляет 175000 человек. Семеро из
десяти королевцев имеют дипломы о высшем образовании. Это инженеры и
ученые, работающие на российский космос и оборону страны. На юге
Московской области, в 88 километрах от столицы, растет и процветает
город Воскресенск. Образовался он из трех деревень. Город можно назвать
городом химиков. Два химических комбината — градообразующие
предприятия. Город скоро станет стотысячником. Ступино —
город-коллега Баймака, город металлургов. 60 тысяч человек населения.
До 1938 года носил название «Электровоз». Название «Ступино»
покорректней, «электровозовцы и электровозовки» как-то звучит курьезно.
Еще Ступино может бравировать самым крутым аэродромом, он так и
называется «Крутышки». Это интересно должно звучать при переговорах
диспетчеров и пилотов: «Внимание, говорит башня Крутышки!», «Крутышки
посадку не разрешают». Электросталь — название города говорит само
за себя, — тоже баймакский коллега. Крупный промышленный центр —
население 150 тысяч человек. По секрету сообщаю, что этот город —
важная часть военно-промышленного комплекса России. Хоть завод и
называется машиностроительным, производит он совсем не машины, а
атомное топливо. С Московской областью разобрались, перенесемся в
другой конец страны. Приморский край, город Артем. Жители этого города
встают раньше всех в России. Восходящее солнце на гербе города
свидетельствует об этом. Городок до 2005 года был небольшим, но резко
вырос после присоединения к нему трех поселков. Население города
превысило сотню тысяч человек. Нижний Новгород, буквально под его
боком находится городок Бор. Мощная промышленность и расположение на
трассе P159 Нижний Новгород — Киров сделали свое дело, город
развивается огромными темпами, только за последние 8 лет население
города удвоилось с 60 тысяч до 120. Борский стекольный завод,
раньше выпускал знаменитые граненые стаканы, сейчас лобовые стекла к
отечественным автомобилям. Многие баймакские водители смотрят на дорогу
сквозь борское стекло. Еще одна станция, Осинки, имеет новгородскую прописку, больше я про этот город с уютным названием информации не нашел. Подготовка
к Финской войне 1939 года стала причиной возникновения новых городов в
Карелии. По численности населения эти северные города сродни нашему.
Город Беломорск с населением всего в 12,5 тысяч человек с 1941 по 1945
являлся столицей Карело-Финской ССР. Медвежьегорск – 16,5 тысяч,
железнодорожная станция, в истории России отметился тем, что под
городом находилась расстрельная зона НКВД – Сандормох. Город Кондопога,
его сейчас хорошо знают россияне, но с плохой стороны. Кондопога
прославилась антикавказскими погромами. Вот такие грустноватые
карельские города-ровесники. Известный морской порт Кандалакша
находится в Мурманской области. Это город военно-морской славы,
город-орденоносец. За подвиги жителей города, рабочих железной дороги и
порта в годы Великой Отечественной войны город Кандалакша награжден
орденом Отечественной войны первой степени. Рядом с Тулой есть город
Щекино, город химиков. Щёкино является родиной певца и композитора
Игоря Талькова. На территории Щекинского района находится музей-усадьба
Л. Н. Толстого Ясная Поляна. Угадайте с трех раз основное занятие
жителей города Узловая? Правильно, это город железнодорожников. Он
расположен на пересечении железных дорог Сызрань — Вязьма и Москва —
Донбасс, в 47 км от Тулы. И в заключение про близнеца нашего
Баймака, город Балей. Город золотодобытчиков находится в Забайкальском
крае России. Война съела все запасы золота, как в нашем районе, так и
вокруг Балея. В 26 километрах от города расположен санаторий «Ургучан».
Посмотрите на снимок, действительно, город-двойник. Уютно расположился
среди гор, центр из пятиэтажек, большой частный сектор и река, текущая
через городок. Копался в Интернете и изучал географию России Т. Хажин.