День автомобилиста стал своеобразным признанием заслуг транспортников в развитии экономики страны. Этот день должен объединить всех, потому что на свете все дороги объединяют нас. Они ведут нас в будущее, соединяют с родными и близкими, объединяют народы и страны. Не следует забывать, что это и праздник тех, кто в годы войны колесил по фронтовым дорогам, переправляя боеприпасы и раненых, вывозил по Дороге жизни детей и женщин из блокадного Ленинграда, кто сутками не покидал кабину машины, попадал под бомбежки и артобстрелы. И своей, на первый взгляд, незаметной работой приближал общую победу. Никто не знает, кто изобрел колесо. Зато с теми, кто его эксплуатирует на наше с вами благо, мы сталкиваемся каждый день. Транспорт играет в нашей повседневной жизни все большую роль. Благодаря транспорту мы имеем возможность преодолевать огромные расстояния и добираться в самые недоступные уголки мира. Профессия водителя была и остается одной из самых массовых. Кадры автомобильного транспорта – основа его жизнедеятельности. Отмечаемый ежегодно на излете октября праздник автомобилиста – это праздник не только водителей, но и ремонтных рабочих, инженерно-технических работников, руководителей автотранспортных предприятий и всех, кто добросовестно трудится, выполняя свой профессиональный долг. Без преданности этих людей своей профессии и их чувства ответственности за дело невозможна современная повседневная жизнь. День автомобилиста… Автомобилиста можно назвать повелителем времени, его труд сокращает время, которое человек тратит на преодоление расстояния. Этот год для автомобилистов Башкортостана особенный. Век назад, в 1907 году, в Уфе появились первые три автомобиля. Быстро растущая промышленность Башкирии, в особенности нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, требовала и создания централизованного органа управления автомобильным транспортом. В 1923 г. БашЦИК принимает решение “Об усилении автотранспорта Башреспублики”, после чего в 1924 г. в Уфе открывается регулярное пассажирское движение. “Автобусами” становятся 3 грузовика, которые и дают начало автотранспорту общего пользования. В 1929 г. начинают курсировать междугородные пассажирские автобусы по маршрутам “Уфа — Стерлитамак” и “Уфа — Бирск”. К этому времени в Башкирии уже насчитывается 42 автобуса как для внутригородских, так и для междугородных перевозок. Появление автотранспорта приводит к образованию автопредприятий. Так, в 1925 г. создается Стерлитамакское автотранспортное предприятие, в 1928 г. – Уфимское пассажирское автопредприятие №3 с 12 грузовыми, полугрузовыми, легковыми автомашинами и 1 мотоциклом, в 1933 г. – Мелеузовское автотранспортное предприятие. Строительство отечественных автозаводов (Московского и Горьковского) определило расширение автотранспорта Башкортостана и способствовало реорганизации гужевых артелей в автотранспортные предприятия. Создаются транспортные конторы и тресты, автопарк которых становится достаточно мощным. В 1939 году в Баймаке для обеспечения нужд города была создана транспортная артель «Кызыл Баймак». С начала войны большая часть автопарка была отправлена на фронт, а остатки переданы в г. Стерлитамак. Второе рождение предприятия приходится на 1951 год. В этом году Баймак получил сводную колонну автомобилей ЗИС-5. Из них была создана Баймакская авторота на базе «Союззаготтранса». В 1955 г. с целью объединения и развития автотранспортных предприятий создается Башкирский автотранспортный трест, и авторота передается в его состав под названием «Баймакская автотранспортная контора». Наибольшее развитие автотранспорт республики получил в 60-70 годы. В эти годы было получено 5300 новых грузовых автомобилей, 1200 автобусов, 1000 легковых машин. С 1946 по 1996 гг. в системе ГУП “Башавтотранс” были созданы и ныне успешно функционируют 42 АТП (9 пассажирских, 22 смешанных и 11 грузовых), расположенные в различных городах и районных центрах республики. В августе 1967 года объединение преобразовывается в “Башкирское транспортное управление”, в 1980 году в “Башкирское территориальное производственное объединение автомобильного транспорта” — “Главбашавтотранс” — в составе Республиканского объединения “Уралавтотранс”. В 1983 году объединение преобразовывается в “Башкирское территориальное объединение автомобильного транспорта “Башавтотранс”. Изменения в объединении происходили и в 1984 году, и в 1988 году. В мае 1993 года объединение преобразовано в Башкирское акционерное общество автотранспорта общего пользования “Башавтотранс”. Это позволило объединению работать единым производственно-хозяйственным комплексом, сохранить все предприятия и работающий персонал, обеспечить стабильную перевозку пассажиров и грузов. На основании Указа Президента РБ в 1997 году ГАО “Башавтотранс” преобразован в Государственное унитарное предприятие автомобильного транспорта общего пользования ГУП “Башавтотранс”. Таким образом в этом году башкирские автомобилисты отмечают столетие башкирского автомобиля и десятилетие создания ГУП «Башавтотранс». Говоря об истории развития автотранспорта в нашем районе, нельзя не вспомнить ветеранов. В июле 1951 года в составе колонны приехал в Баймак Анвар Магалимович Уразбахтин, с 1954 года до ухода на пенсию на предприятии трудились Гареев Сагит Сагитович, Пелогеин Федор Иванович, Уразбахтин Зуфар Магалимович, Гераськин Николай Григорьевич, Мурапталов Хабиб Губеевич и многие другие. В этом году в состав Баймакского автопредприятия вошла Хайбулинская автоколонна (бывшее «Самарское АТП»). Таким образом, АТП Баймака стало одним из крупнейших в республике. Успехи наших автомобилистов заметны для нас, простых граждан, пассажиров и потребителей грузов. В «конюшнях» АТП поселилось 110 «лошадок»— 66 грузовиков и 44 автобуса. В этом году парк АТП значительно вырос, приобретены 11 грузовиков «Татра» и 6 прицепов к ним. С этого года каждый баймаковец может прокатиться на новеньком «Мерседесе». Семь комфортабельных экономичных автобусов “Mercedes – Benz Sprinter” получили баймакскую «прописку». Не забыты и ветераны автодорог – старые добрые «ПАЗики», 5 из них в этом году «помолодели» и встали в строй после капремонта. Коллектив АТП стабилен. Еще бы, кто уйдет с прибыльного, уверенного в завтрашнем дне предприятия. Водители, ремонтники и другие ежедневным трудом обеспечивают нам возможность находиться в нужное время в нужном месте. Только за один день автомобили предприятия наматывают около 12 тысяч километров. Подумать только, это расстояние от Баймака до Парижа и обратно. Этот год для баймакских водителей можно назвать годом перевыполнения планов. По сравнению с 2006 годом объем грузо- и пассажироперевозок уже зашкалил по некоторым позициям за 160 процентов. Посудите сами: перевезено 312000 тонн различных грузов, 1645000 пассажиров. Чтобы легче было представить себе эти объемы, в этом году водители перевезли с места на место шлаковую гору и все население такого города как Уфа. Остается пожелать нашим автомобилистам, чтобы количество выездов из гаража равнялось количеству возвращений. Чистой, сухой и ровной дороги, надежных товарищей. Пусть наша суровая природа будет к вам поласковей. Пусть ваши родные и близкие с пониманием относятся к вашему большому и ответственному делу. Т. Хажин. На снимке автора: водитель маршрутного автобуса Н.Райманов.